Переводил для себя некоторые статьи из зарубежных блогов по теме работы с Гекатой. Вот решил поделиться одной статьей. Может быть, кому-либо пригодится или будет интересным. Статья тут больше теоретическая, ритуалов и практик не будет. Приятного чтения!
________________________________________________________________________________________________
Геката - это Богиня, почитаемая сегодня в совершенно разных традициях, и совершенно разными индивидуальными практиками. Так, можно обнаружить людей, кто пришёл к Ней на фоне изучения греческой мифологии, адептов Викки, практиков церемониальной магии, колдовства, а также огромного количества отдельных индивидуальных практиков, которые работают с Богиней по своёму, в собственном ключе.
Такие разные формы работы и разный путь современного почитания Гекаты, даёт возможность по разному взглянуть на этот процесс. Тоже самое было и во времена античности. И тогда, не было одной единственно верной формы работы с Богиней. Её рассматривали и работали в совершенно разных формах от страны к стране, от одного места к другому, и весь процесс постоянно видоизменялся. В архаичном периоде Она была изначальной Великой Матерью, в догреческом и греческом периодах она превратилась в богиню переходов, лиминальности, перекрестков, духов и магии. Её лунный культ набирает всё большую популярность в римский период, и в поздней античности Она вновь предстаёт как Великая Богиня, Душа Мироздания и его Повелительница. Её культ, просачивался в разные культуры и некоторые исследователи говорят о теории, что даже древние греки позаимствовали его ( предположительно из Малой Азии).
Почиталась Богиня в разных формах и видах как тогда, так и сейчас.В соответствии с темой, я попытаюсь исследовать различия в служении Богине и её сути. И немного, я поговорю о моём личном понимании разных форм и путей работы с божеством.
Когда я говорю о преданности и служении в этом контексте, я имею ввиду практику взаимодействия с Богиней: поддержание алтаря(святыни), приношение регулярных подношений, занятие медитацией, молитвы и возлияния. Все эти формы служения многократно усиливают связь между Божеством и Её последователями. Эти практики помогают обратить на себя внимание Гекаты, даровать её благословение, водительство и защиту.
Бытовая работа с Гекатой( домашний культ)
В античные времена Геката была одной из важнейших Богинь связанных с домом. И для многих практиков сегодня эта сторона работы очень актуальна. Геката может защитить от негативного влияния, она может препятствовать проникновению вредоносных духов в дом и в людей живущих там. С другой стороны Она может привнести добрых и полезных духов в дома своих последователей, а также помочь наладить связь с родовыми (наследственными) духами для работы с ними.Она может действовать как посредник между мирами, и соединяет дом с другими мирами, давая благословение Богов.
Она может дать положительное влияние,успех, изобилие и процветание в доме. Она помогает хорошему увеличиваться и наполняет домашний ореол тёплым светом своего факела.
В моих личных практиках домашнего очага, я работаю именно в этом аспекте. На домашнем алтаре я почитаю Богов и добрых духов. Диониса, Гестию,Зевса и Аполлона.Даже богиня Баст имеет свой маленький алтарь. В этом аспекте, Геката - это своего рода привратник. Она открывает дверь в место обитания Богов. Она ощущается намного ближе, чем другие Боги, она всегда здесь, пусть даже иногда на заднем фоне. Иногда её присутствие можно сравнить с ярким горячим пламенем, иногда с еле заметным светом угольков под уже остывшим пеплом. Домашний же алтарь - это порог между мирами, где Боги и домашние духи получают приношения, где читаются молитвы и проводятся возлияния. Я регулярно выношу Чашу Возлияний из дома и оставляю под деревом или на дереве прямо перед входной дверью дома. В моём сердце Геката видится как заботливый родитель, помогающая и освящающая, яркая, красивая но очень сильная Богиня. Я ощущаю Её также как и Гесиод, описавший Гекату в Теогонии. Именно на Ней сфокусирована моя работа на домашнем алтаре. Боги и духи - все они взаимодействуют с Богиней в моей практике, Она всегда присутствует рядом,точка фокусировки, пути и та дверь, через которую Боги и духи входят в мой дом.
Но в домашнем культе, Геката может выступать в роли Пропилеи - Стражницы на входе. Она может защитить дом и живущих в нём от вредоносного колдовства, злых духов и негативных влияний в общем. Этот Её аспект хорошо известен и много практиков, кто начал работу с Гекатой именно с этой стороны. В этом аспекте Геката для меня - как сторожевой пёс, страшный для посторонних и верный спутник для домашних.
Если ты пригласишь Её в свой дом, Она будет заботиться и о нём и о тех кто там живёт. Она не ужасная повелительница Ужаса в этом аспекте, но сильная защитница, союзник и посредник.
Магия и Колдовство
В античности, Геката была очень тесно связана с магией и магическими искусствами. Как с народной магией, так и с Высшей - Теургией. Но большинство последователей Гекаты не занимались магическими искусствами как таковыми. Намного более популярной, была её роль повелительницы духов и существ, защитницы от злых чар и вредоносных влияний.
Тоже самое верно и сегодня. Большое количество работающих с Гекатой сегодня пришли из около магической среды. И именно для них Она может быть той долгожданной помощью в изучении оккультных наук. Геката - покровитель магических искусств, также как Аполлон покровитель музыки, гадания и врачевания.
Я лично, пришла из колдовского направления магии, и моя работа с Гекатой совершенно особая . У меня есть оотдельный алтарь для Неё( как для покровительницы Магии). Для меня она, как богиня колдовства более восхитительна, более дикая и более неприрученная. В этом аспекте, Она более сумрачная, связанная с Луной и Ночью намного больше чем как покровительница домашнего очага( тут она выступает более солнечной, огненной).
Она является королевой ночи, которая ходит с духами , она нашептывает тайны, знает тайны трав, она помогает пересечь границы между нашим миром и преисподней (мир духов), она приносит силу в снадобья, порошки, масла и другие заклинания. Она может дать вам поддержку духов.
Если ты начнёшь работу с Гекатой с этого Её аспекта покровительницы Магии, то очень скоро заметишь, что Она поведёт тебя совершенно иным путём, чем те которые описаны в книгах Викканства. Работа с Богиней более связана и хорошо идёт с традиционным пониманием колдовства: путь в ночи, собирание лесных трав и на старых кладбищах, для того чтобы наработать связь с миром духов, узнать больше о травах, некромантии тайную силу природы.
Но Геката это не только богиня ведьмовства. С ней связаны также и другие магические пратики и искусства. Она Богиня переходов(порогов) и Её роль в Магии определённо связана с этим аспектом. Практики занимающиеся Церемониальной Магией также получат много полезного от взаимодействия с Ней как и теургисты в античные времена. В этом контекста Геката выступает уже не совсем как лунарное Божество, но как Солярно-Меркурианское. Кто открывает дверь в Высшие Миры, руководит восхождением Души вверх, очищая её неземным огнём.
Фестивали
Не все люди работают с Богами в режиме ежедневного взаимодействия и почитания. Многие Божества имеют специальные дни или периоды, т.н. фестивали, где люди могут работать с ними. Это относится и к Гекате. Безусловно, ежедневное и регулярное взаимодействие с Ней даёт бОльшее преимущество, но не всем практикам походит такой путь и стиль жизни. Может быть из-за нехватки времени, или потому что другие Боги занимают большую часть их жизни. Но во время таких фестивалей, как раньше так и сегодня, люди могут плодотворно работать с тем или иным Божеством.
Даже если человек работает с Гекатой ежедневно, во время таких событий, он может привнести нечто особое, нечто непохожее, сделать нечто большее чем обычно.
Служить как Жрец (Жрица)
В древние времена,у большинства Богов были собственные жрецы(жрицы), кто служили им в храмах, священных рощах, святынях и местах паломничества. Эта форма работы с Богом разительно отличается от обычной.
В качестве жреца, человек действует уже не в своих интересах, или интересах рода, семьи, клана, но только в интересах Божества.
Геката имела лишь несколько известных мест поклонения в Греции. И они были небольшими, по сравнению с большими храмами других Богов. Однако, даже в храмах других Богов, для Гекаты ставили небольшие алтари, где, разумеется, служили жрецы и жрицы. В Малой Азии Гекате был посвящен величественный храм в Лагине, но без сомнения были и другие места, где ей служили жрецы.
Роль жрецов отличалась, в зависимости от местности и от характера культа. Но по своей сути, они служили только Богу или Богине, но не обществу или её членам, как христианские служители. Служа Божеству, жрецы так или иначе служили и обществу, и никак иначе. Быть жрецом - эта работа. Заботиться о святилище, приношениях и жертвах, чистоте и порядке в храме, о паломниках и последователях, кто приходил в храм, а также проводить обряды в честь Божества. Сегодня нет храмов и святилищ, но я надеюсь, это изменится со временем.
Лично себя я вижу как жрицу Гекаты, но я не люблю и не хочу возвышать эту роль. В современном язычестве, так много людей, кто именует себя жрецами, Великими жрицами, чтобы как можно больше отличаться и тешить своё самолюбие. Я не хочу идти по такому пути.
В моей роли жрицы, я вижу Гекату больше чем великую и универсальную Богиню, пронизывающую миры и хранящую ключи мироздания. Лично я вижу много разных других форм и аспектов Её естества. У Неё много форм и обличий. Касаясь моего дома и домашнего очага - она предстаёт как Богиня домашнего культа, касаясь Магии - я вижу её как Королеву Ночи и Повелительницы духов. Что касается моего служения Ей, мне представляется Она как Великая Богиня, быть может потому что как жрица, я фокусируюсь не на своих нуждах и целях,но на нуждах и целях Гекаты, а также сообщества практиков. В этом качестве, я выступая в роли посредника, проводя силу Богини в этот мир и для людей. Пытаюсь быть гидом время от времени,для того, чтобы давать советы и информацию и просто быть открытой. Встречать людей, что она приносит мне в нужное время в нужных местах. Помочь людям совершить переход здесь и там, открыть дверь ( я так понимаю речь также и о погребальных, похоронных обрядах).